Право управлять Недавно в эфире одной из городских телекомпаний состоялся крупный разговор на тему "Кто в доме не хозяин”. Представители управляющих компаний, коммунальных служб, Государственной жилищной инспекции, муниципальные чиновники во главе с мэром Сергеем Кузнецовым на полном серьезе обсуждали, почему в городе так много управляющих организаций и ТСЖ и сколько их нужно, чтобы в жилищно-коммунальном хозяйстве Новокузнецка наконец был порядок. Большинство высказалось за то, что на такой город, как наш, хватит 40-50 компаний и товариществ собственников жилья (вместо 300 с лишком ныне существующих). И достаточно. Правда, никто из присутствующих не сказал, что конкуренции не выдерживает и готов добровольно с рынка уйти... Еще бы! Кажется, не было пока в истории Новокузнецка случая, когда управляющая компания сама, "по-честному”, признала себя неспособной управлять жилфондом: заключать договоры на обслуживание, выдавать отчеты о выполнении работ и, конечно, собирать денежки с населения. Последнее любая УК оставляет себе "на сладкое” и ни за что от такого удовольствия не откажется. А вот с остальным сложнее. И работы проводятся не всегда вовремя и аккуратно, без перерасхода средств, и отчеты такие, что хоть плачь. Вот жильцы и плачут. И жалуются: мол, эта компания нам не подходит, не ровен час, по миру пустит. Нужна другая. А какую компанию выбрать, чтобы дело знала, работать умела и, главное, честная была и порядочная? Если у жильцов душа болит за дом и его состояние, они могут выбирать до бесконечности: все-таки компаний очень много. Рейтинг есть только неофициальный - по сведениям самих же собственников и их субъективным оценкам. И даже несмотря на негативные отзывы о той или иной компании, путь в сферу ЖКХ для нее не закрывается. Ведь чтобы прийти на рынок, достаточно зарегистрировать компанию, а потом подыскать подрядчика, который будет по договору выполнять весь объем работ - от замены лампочек в подъездах до аварийного обслуживания. "Управляйке”-посреднику же останется назначить тариф на оплату услуг управления. И хотя по закону считается, что главный "регулятор” деятельности управляющих компаний - собственник жилья, на деле он остается чуть ли не самым беспомощным участником процесса. Большие надежды возлагались на саморегулируемые организации, в которые войдут управляющие компании и сами будут карать коллег за нерадивость и недобросовестную работу. Однако премьер-министр Медведев сам недавно признал, что идея самоконтроля в ЖКХ себя не оправдала. Недостаточно действенным оказался этот метод: может, самокритичности управленцам не хватает или ссориться с собратьями по цеху не решаются, прощая им все оплошности. Поэтому родилась новая мысль - ввести обязательное лицензирование управляющих организаций. Вопрос о разработке соответствующего законопроекта активно обсуждается - несмотря на то, что затея не очень нравится экспертам, собственникам жилья и, естественно, совсем не нравится представителям управляющих организаций. Первые полагают, что необходимость создания нового государственного органа для выдачи лицензий (или наделение новыми полномочиями старого, что, в принципе, одно и то же) неизбежно даст новую возможность для коррупционных махинаций. Вторые уверены, что ничем хорошим лицензирование УК жильцам не грозит. "Это лицензирование ничего не даст! - уверена председатель совета дома № 12 на улице Куйбышева Лилия Дешкович. - Вот, допустим, получили они лицензии - и что? Сразу обзавелись высококвалифицированными сотрудниками? Да они же ради экономии нанимают самых низкоквалифицированных. А чтобы получить лицензию, просто купят им нужные "корочки”, и проблема решена...” Наталья Волкова, собственник жилья в доме № 8 на улице Грдины: "Мы хотели бы иметь рынок, где у нас была бы возможность выбора. Но лицензия - это еще не гарантия добросовестного обслуживания дома. Бывает, маленькая компания всегда к услугам жильцов, как семейный доктор, и без всякой лицензии может работать добросовестно. Договор с ней - на основе доверия. Одобрение жильцов, их оценка - большая гарантия. А стоимость лицензии неизбежно ляжет на тариф для собственников. С учетом обстановки в стране, масштаба коррупции считаю, это будет очередная золотая жила. Так что минусов в лицензировании больше, чем плюсов”. Необходимость получать лицензию может стать неприятным обстоятельством и для управляющих компаний. Если процедура будет такой жесткой, как обещают авторы идеи, то компании неизбежно столкнутся с нехваткой квалифицированных кадров. Министерство труда и социальной защиты даже разработало профессиональный стандарт для специалистов в сфере управления жилищным фондом. Хотя этот документ в случае его принятия будет носить лишь рекомендательный характер, если уровень профессиональной подготовки сотрудников управляющей компании не будет соответствовать стандартному, компания может остаться без лицензии. Причем, согласно стандарту, специалист УК должен быть "как рыба в воде” в закоулках нормативно-правовой базы, санитарных норм и вопросов энергоэффективности. Да еще иметь профильное образование. Для руководителя - обязательно высшее. С этим как раз все сложно. Потому что вузы не готовят таких специалистов. И даже если они начнут подготовку по специализациям для жилищно-коммунального хозяйства в ближайший год, ждать результата придется пять лет. Впрочем, думаю, есть и другие способы побыстрее получить квалифицированные кадры для ЖКХ. Например, переобучение тех, кто имеет смежные специальности, или подготовка по ускоренным программам. Но в любом случае даже эти меры потребуют много времени и, конечно, средств. Вряд ли вузы в состоянии быстро перестроиться, найти преподавателей, разработать учебные программы, подготовить базу для практической работы... Похоже, тонкостей в нашей системе жилищного хозяйства куда больше, чем кажется разработчикам идеи создания армии профессионалов для ЖКХ. Одно ясно: если введения лицензирования управляющих организаций не избежать, то за право работать на рынке придется платить. И не только управляющим компаниям, но и собственникам жилья. Еще неизвестно, кому больше. Но, по-видимому, других способов навести порядок в этой сложной, капризной, трудно поддающейся "дрессировке” сфере ЖКХ государство пока не нашло... Автор: Анна Лиханова http://kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/pravo-upravlyat/
|