По минималке. Добровольно В системе оплаты за жилищные услуги в Кузбассе, похоже, зреют если не революционные, то принципиальные изменения. Управляющие компании предлагают жителям новую систему оплаты – от минимума до предела пожеланий самих жильцов. Разработанную в Новокузнецке систему на прошлой неделе поддержали управляющие компании Кемерова. Если все пойдет по схеме, предложенной этими компаниями, то уже в первом полугодии счета «за квартиру» могут быть выставлены по-новому.
Каждому – свое
Предлагаемые изменения не придумка управляющих компаний, а суть Жилищного кодекса, который относит содержание домов исключительно к обязанностям владельцев жилых помещений. Правило это у нас мало кто усвоил. Принято считать, что по-прежнему «за все отвечает и всем рулит управляющая компания». А еще того «выше» – городские или областные власти.
Отчасти такие заблуждения обоснованны. Как поясняет директор ООО «Сибирская ассоциация ЖКХ» Антон Русалев, все объясняется тем, что управляющие компании работают по тарифам, утвержденным городским Советом народных депутатов для нанимателей муниципального жилья и для тех домов, собственники которых не определились со способом управления. То есть некий средний уровень, который, если уж называть все своими именами, рассчитан, в том числе исходя из возможностей бюджета (а они, понятно, вовсе не широкие), перекладывается на ВСЕХ. По данным начальника управления энергосбережения и взаимодействия с организациями коммунального комплекса администрации Кемерова Татьяны Ананьиной, в городе нет примеров работы по иным тарифам.
Кроме того, есть единый тариф на техническое обслуживание и текущий ремонт. Он варьируется в пределах от 12 до 18 рублей за квадратный метр жилой площади в зависимости от того, есть ли лифт в доме, высотное жилье или малоэтажное (критерии взяты по-крупному). При этом «внутри» тариф не расписан постатейно. Вам только примерно скажут, сколько стоит мытье в подъездах или очистка квадратного метра придомовой территории от снега.
Прикидывать, больше или меньше мы платили бы в иной ситуации, лучше не стоит. Это гадания из серии «если бы». Но вот другое дело, что в ряде соседних регионов уже есть практика выстраивания тарифной политики по-другому. Скажем, в Новосибирске представители управляющих компаний приходят к жильцам с расчетами тарифов едва ли не на каждый дом.
К этому и нужно стремиться, говорит Антон Русалев. Новому жилью – одни тарифы, старому – другие, высоткам – третьи.
С минимума до…?
Первыми в Кузбассе над изменением системы оплаты задумались в Новокузнецке. В ноябре прошлого года эта система уже была одобрена Общественным советом жилищно-коммунального хозяйства при горсовете. На прошлой неделе эти предложения рассматривали представители кемеровских управляющих компаний. Всего в «минимальном» списке 51 вид работ с указанием периодичности и стоимости (в основном за единицу — 1 кв. метр). К примеру, мытье окон (с одной стороны) на лестничных площадках и влажная протирка стен — 2 раза в год, а уборка мусороприемных камер – 5 раз в неделю, сбор и вывоз твердых бытовых отходов — не реже одного раза в сутки (кстати, вы с ходу сможете вспомнить, когда в вашем подъезде в последний раз мыли окна?).
Владимир Козьмин, глава управляющей компании «Жилсервис» и председатель совета СРО НП «ОПЖКК «Регион 42» (самое крупное в области объединение предприятий ЖКХ, членами которого являются 96 компаний со всей области), пояснил «Кузбассу», что несмотря на то, что образ управляющих компаний в глазах большинства людей отрицательный, сами компании сегодня стремятся выстроить более понятную систему оплаты и тарифную политику. Если сегодня кто-то придет с требованием перерасчета услуг (скажем, если в доме нет уборщицы, дворника), сделать это очень сложно. А если жители и сами УК будут знать, сколько и что стоит, тогда «вопросов нет». Владимир Васильевич даже предлагает вывешивать в подъездах график мытья лестничных пролетов как в туалетах в кафе. Уборщица должна будет отмечать, что и когда она сделала. Если жильцы не увидят отметки, смогут приходить за перерасчетом.
С другой стороны, на собрании жильцов представители управляющей компании смогут разговаривать конкретней: вот эта услуга стоит столько-то, вот этот минимум вам обойдется во столько-то. Если же вы хотите, например, систему видеонаблюдения или консьержа, или мытье дважды в день, то за это придется доплачивать. Сегодня же во многом споры на собраниях происходят из-за того, что никто не может ответить на один простой вопрос: почему в конкретном доме та или иная услуга стоит именно столько, сколько значится в договоре.
Мнения представителей управляющих компаний относительно того, как может сказаться на кошельке кемеровчан новая система расчета, разделились. Одни говорят, что тарифы могут оказаться выше, чем сегодня, потому что будут экономически обоснованными. Другие считают, что «все придет в норму». В новых домах будут платить меньше, в старых – больше.
Кто не рискует, тот…
Еще несколько лет назад в кемеровской администрации обсуждалась возможность перехода на индивидуальные тарифы для жилых домов. С этим решили не рисковать. В городе 3 тысячи домов. Рассудили так, что если горсовет будет утверждать тарифы для каждого дома, депутатам только этим и придется заниматься с утра до ночи. Но жизнь, как говорится, берет свое.
Татьяна Ананьина поясняет, что новый способ справедливей. Ведь понятно, что старый дом в центре Кемерова дороже в обслуживании, чем жилье, принявшее новоселов десять лет назад. Да и сами жители должны, наконец, понимать ответственность за свое жилье.
Кемеровские управляющие компании уже добавили к новокузнецкому минимальному списку еще 11 видов работ. В ближайшие дни работа над составлением всего перечня будет завершена. Затем предложения будут направлены для оценки в прокуратуру, жилищную инспекцию, антимонопольные органы. Затем – в горсовет для утверждения тарифов. А тем временем идею новокузнецких и кемеровских коллег уже поддержали управляющие компании из других городов области.
Татьяна ДУМЕНКО Источник: газета «Кузбасс»
|