Мною внимательно рассмотрено Ваше обращение по вопросу ограничения права на выбор и реализацию непосредственного способа управления многоквартирным домом. По результатам рассмотрения сообщаю следующее. Внесенные Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации изменения, касающиеся выбора и реализации непосредственного способа управления многоквартирным домом, не ограничивают права собственников помещений в реализации своих правомочий по управлению общим имуществом в многоквартирном доме. Указанным законом введено условие, при котором собственники помещений могут выбрать и реализовать непосредственное управление многоквартирным домом, а именно, количество квартир в таких домах не должно превышать 16.
Данное изменение было обусловлено 3 факторами:
1. переходом к государственному регулированию деятельности по управлению многоквартирными домами в форме лицензирования. Так как предметом лицензирования была определена исключительно деятельность по управлению многоквартирными домами (деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в рамках жилищного законодательства не лицензируется), которая не осуществляется при непосредственном управлении многоквартирными домами, последствиями введения лицензирования могли бы стать массовый переход многоквартирных домов на непосредственное управление с целью ухода управляющих организаций от получения лицензии.
2. искусственным изменением способа управления многоквартирным домом. Проведенный в субъектах Российской Федерации мониторинг состояния системы управления многоквартирными домами показал, что началась прослеживаться тенденция перехода многоквартирных домов на непосредственное управление. При этом из многочисленных обращений граждан следует, что такой переход осуществляется без фактического волеизъявления собственников помещений в многоквартирных домах (путем фальсификаций документов общих собраний, угроз и принуждений собственников со стороны управляющих организаций и местных администраций). Такая ситуация возникла из-за незаинтересованности управляющих организаций обеспечивать предоставление коммунальных услуг, так как, во-первых, данный вид деятельности не приносит дохода управляющим организациям, и, во-вторых, образуемые долги населения за коммунальные услуги ложатся на плечи управляющих организаций (УО) при взаимодействии с ресурсоснабжающими организациями и приводят к банкротству УО.
3. неэффективностью непосредственного способа управления в многоквартирных домах с большим количеством квартир. Решение вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирных домах, требует согласования воли собственников помещений в таких домах. Как показывает существующая практика собственникам помещений в многоквартирных домах с большим количеством квартир весьма проблематично проводить общие собрания и принимать решения по указанным вопросам. При непосредственном способе управления в идеале требуется согласованность всех участников долевой собственности, что связано в первую очередь с возлагаемой в данном случае на них повышенной ответственностью за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В многоквартирных домах с большим количеством квартир такой согласованности между собственниками достаточно сложно достичь.
В заключение хочу отметить, что я и фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не поддержали принятие Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ, проголосовав против на пленарном заседании Государственной Думы 4 июля 2014 года.