Минимум ради максимума?
В конце 2012 года Общественный совет ЖКХ г.
Новокузнецка при Новокузнецком городском Совете народных депутатов разработал и
утвердил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения
надлежащего содержания общего имущества в МКД, а также их стоимость.
В приложении к газете «Новокузнецк» «Новокузнецк
коммунальный» №23 за декабрь 12-го года была опубликована статья
«Минимум ради максимума», содержащая комментарий к «Перечню услуг». Она вызвала
неоднозначную реакцию. Свою точку зрения по этому поводу высказал постоянный
читатель «УправДОМА» Л.В. Виттенбург.
Напомню, на что акцентируется
внимание в статье:
- у большинства собственников
сложилось впечатление о вседозволенности: наша собственность, и мы всё решаем;
- действия собственников
регламентируются требованиями соответствующих нормативных документов;
- деятельность УК также
регламентирована. И если что-то из обязательных работ не выполняется, то ГЖИ
вправе привлечь их к административной ответственности;
- пакет услуг должен
выполняться, даже если это не прописано в договоре с управляющей
(обслуживающей) организацией. Договор не должен противоречить жилищному законодательству,
если в нём не оговорено иное, когда, в частности, разрешается устанавливать те или
другие требования;
- платёж на текущий ремонт
должен утверждаться индивидуально на каждом доме;
- всем дана рекомендация пользоваться
опубликованным перечнем работ и услуг.
- перечень не является
обязательным.
Должен обратить внимание
собственников на жизненное правило – рекомендации разных структур нашей
необъятной Родины нельзя принимать «к обязаловке», так же, как нельзя
подписывать, не читая, документы. Всё рекомендуемое, как правило, рекомендуется
в интересах определенных юридических или физических лиц. В нашем случае «Минимум
услуг и работ» составлен без учёта оценки собственников. Это даёт возможность
управляющим (обслуживающим) организациям обеспечить себя работами, которые не
требуют квалифицированной рабочей силы, сократив до недопустимого минимума
ремонтные работы – домов много, а возможностей для этого «кот заплакал».
С наукой «управление» в любой
сфере деятельности человека следует дружить: есть зависимость определённых
структур УК между собой. Сегодня этому учат – это комплексная система управления
качеством продукции (КСУКП). Во главе УК должны стоять профессионалы именно в
этой отрасли, окончившие соответствующие ВУЗы. Иначе не избежать синдрома
Саяно-Шушенской ГЭС, когда во главе стоят абрамовичи с установкой на прибыль.
Им зачастую трудно понять специфику, нюансы, от которых зависит качество.
На этом фоне ни о каком
серьезном выполнении Постановления от 23.09.2010г. №731 речи быть не может.
Начинаются разговорчики о коммерческой тайне. Какая тайна?! Коли деньги не
твои, а собственника. Пример возьмите: в садовых товариществах есть правление,
есть ревизионная комиссия, всё прозрачно… Вот если бы УК вкладывали в дома свои
заработанные кровные…. А коли УК живут на деньги заказчика – собственника помещений,
то и подконтрольны ему. Покажите, как расходуются полученные от заказчика
денежные средства - это и будет раскрытие информации организацией. Это и будет
главным рейтингом компании. Все недостатки - неумение управлять, использование
средств не в интересах собственников помещений (не по назначению) – будут на
поверхности.
Что могут и уже начали делать
УК?
Они настоятельно убеждают, что
именно этот опубликованный в газете минимум работ и услуг должен быть в полном
объёме. Не совсем так! Перечень услуг и работ – да. Именно перечень. А вот
объёмы их (то есть количество раз) и стоимость – определяют и утверждают всё-таки
собственники. Они могут обеспечить чистоту в подъездах, скажем, за счёт того,
что не сорят, а где-то приберутся и сами жильцы, и таким образом значительно снизить
тариф на содержание жилья. На одном из домов, например, за счёт этого получили тариф
на содержание жилья 2 рубля за квадратный метр.
Прошу внимательно изучить
письмо Минрегионразвития РФ от 14.10.2008 г. №26084-СК/14. Цитирую: «В
соответствии с п.17 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491
собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и
работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования».
А предложения Общественного
совета ЖКХ оставляют впечатление, что УК могут диктовать собственникам тарифы
по содержанию.
Не надо стараться переиграть
собственников в расчёте на их правовую безграмотность.
Теперь давайте остановимся на
рекомендациях по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом
жилищного фонда, утверждённых приказом Госстроя России от 29.12.1999 г. №199 и
на ТЕРах – территориальных единичных расценках для определения стоимости
содержания и текущего ремонта жилых зданий в Кемеровской области. В чём
принципиальная разница между этими документами? (на приказ Госстроя есть ссылка
в ТЕРах). ТЕРы обязательны для применения всеми предприятиями и организациями,
независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляющими текущий
ремонт и содержание жилых зданий с привлечением средств государственного
бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
В первом документе нормы
труда носят рекомендательный характер и являются основой для разработки и
утверждения органами власти субъектов РФ и местного самоуправления региональных
нормативно-методических материалов. И ещё: применение укрупнённых норм труда
возможно в том случае, когда состав и периодичность выполняемых работ совпадает
с установленными в сборнике. Если установлена другая периодичность, то
укрупнённые нормы обслуживания необходимо корректировать с учётом местных
особенностей. На работы, не предусмотренные сборником, а также при внедрении и
применении на местах иной организации труда, машин и приспособлений
рекомендуется разрабатывать местные нормы труда.
Какой вывод можно сделать? Удручающий.
С помощью Общественного совета получили «среднюю температуру по больнице».
Бросается в глаза тенденциозность документа, составленного далеко не в
интересах собственников помещений. Чтобы что-то рекомендовать, нужна огромная
скрупулёзная работа специалистов по привязке документов (Приказ Госстроя и ТЕР)
к нашим условиям. Наверняка есть другие, понятные всем, методики. А пока ясно
одно: рекомендациями совета ЖКХ в такой редакции пользоваться можно только при
тщательном согласовании каждого вида услуг и работ по содержанию, и чтобы это
было понятно даже «непонятливым».
А сегодня «аппетиты» УК (обслуживающих организаций) должны
быть резко ограничены. Комитету ЖКХ (а конкретно Т.В. Васюк) надо бы включиться
в оценку проделанной (проделанной ли?) работы комитета.
Однозначно можно сказать о
работах, которые упоминаются в Постановлении Правительства №170, Госстроя РФ, в
СанПИНах, СНИПах и других нормативных документах, что сам перечень услуг и
работ (наименования) не вызывает сомнений, а вот «аппетиты» определённых УК по
принципу «Так хочется, понимать же надо» требуют пересмотра с позиций баланса
интересов. Давно пора прекращать строить взаимоотношения в сфере ЖКХ «по понятиям».
Тональность рекомендаций Общественного совета ЖКХ должна иметь действительно
рекомендательный характер, с опорой на законодательство. Сейчас от них отдаёт
«обязаловкой»: «Вам, собственникам, никуда не уйти, а иначе…». Если этот
сценарий сработает, то на вопрос: «Почему текущий ремонт практически не
делается» получим ответ: «А денег нет! Надо увеличить платежи за жилищные
услуги».
И последнее. При определении
работ и их объёмов нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности
каждого дома. К примеру, нижние марши 3-х этажей в пятиэтажном доме и в высотке
по-разному загрязняются. Каждый этаж даёт в целом по дому уже другой тариф.
Вывод: предложенный документ
Общественного совета следует принимать во внимание, но окончательное решение
остается за самими собственниками. Будьте бдительны, не позволяйте
распоряжаться вашими средствами бесконтрольно. Иначе останетесь без денег на
текущий ремонт и без самого ремонта! Думаю, публикации на страницах СМИ на эту тему
нас ещё ждут. опубликовано в газете "УправДом"
|