Точка зрения Владилен Ёлгин
Лапша на уши?
Как говорится, с молоком матери нам известно о том, что для того чтобы вернуть деньги за недополученные услуги нужно писать заявление, иначе компания или ресурсоснабжающая организация сама тебе добровольно их не отдаст. И никто с этим не спорит, это же само собой разумеется. Но я позволил себе усомниться. Причина вполне прозаическая. У нас в доме заменили лифты. Два месяца мы ходили пешком, но деньги за содержание лифта платили исправно. Привычка, однако. А еще через два месяца нам в квитанциях в строке: «содержание лифта» появился минус: компания сделала перерасчет. Причем мы её об этом не просили, никаких заявлений ни в компанию, ни в прокуратуру и другие не менее авторитетные организации не писали. А пересчет сделали всем жителям дома одновременно.
Я и подумал, а почему Кузнецклифтмонтаж добровольно без понукания сделал, а другие поставщики услуг требуют обязательного личного заявления. Что это со стороны Кузнецклифтмонтажа – альтруизм, меценатство, деньги лишние завелись ? А как в Законе об этом сказано? Где, в каком законе, постановлении, инструкции четко и прямо сказано, что для перерасчета за недополученные услуги от коммунальщиков необходимо личное заявление? Итак, читаем документы:
«п.6. В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.» (Постановление Правительства РФ № 491)
Никаких дополнительных условий. Обязаны, и точка.
«п.98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.» (Постановление Правительства РФ № 354)
«п.150. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.» (Постановление Правительства РФ № 354)
Опять никаких условий. Обязан пересчитать.
Предполагаю, юристы выполняя заказ своих хозяев притянули за уши обязательное требование сделать перерасчет с положением о том, что жители имеют право потребовать перерасчета, но это легко и логично объяснить : законодатели знают, как хозяева не любят расставаться с деньгами и дали жителям право поторопить их: «Мол, ребята, имейте совесть, деньги побыстрее верните.» Вот и всё. Ну а наши крючкотворы приспособили это под свои нужды.
Только в одном случае есть требование личного заявления: « п. 155. Если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.» (Постановление Правительства РФ № 354) Но здесь все понятно, ведь исполнитель не знает, у кого какой вред, поэтому и не может без личного заявления об этом узнать. И это как раз доказывает, что если бы законодатель задался бы целью делать перерасчет по личному заявлению, он обязательно бы указал это. А в нашем случае он никак не обусловил перерасчет.
И с морально-этической точки зрения необъяснимо требование наших работников ЖКХ подавать личное заявление. Исполнитель отлично знает, что должен пересчитать размер платы. Он отлично знает, что это не его деньги. Это если бы я взял у кого-нибудь деньги, пообещав за это починить, к примеру, кран, но не сделал. И денег не отдал, ждал, когда их у меня потребуют. За это в приличном обществе, между прочим, и морду бьют.
А у нас в жилищно-коммунальном хозяйстве это в порядке вещей. Работу не сделали, вонючую воду подали, детишки дома в валенках ходят, а они вместо того, чтобы извиниться и вернуть не заработанное, ждут, когда бабуся дрожащей рукой напишет: « Сынок, отдай копеечку, всю зиму мерзла, много денег на калорифер истратила». А не напишет бабуля заяву, её копеечка в карман. А не жжет вам карман старущачья копеечка?
Господа юристы, я не утверждаю, что на самом деле так и есть, может, где какой закон и пропустил. Тогда извиняюсь. Но напишите в газету, убедите нас, покажите нам документ, где черным по белому прямо написано, что перерасчет ведется только по личному заявлению. И не надо всякие ля-ля. «Право» - есть право, а «обязан» –это обязан и не надо их скреплять между собой.
Напечатано в газ «Управдом» №3 (март 2014) стр. 10
|