Эксперт: Предоплату за услуги ЖКХ придумали «от фонаря» Правительство собирается ввести предоплату за услуги ЖКХ – во что это выльется для потребителей? Итак, глава правительства Дмитрий Медведев, предложив оплачивать жилищно-коммунальные услуги авансом, а не по факту, как сейчас, поручил подготовить соответствующие поправки в Жилищный кодекс РФ. Но что это даст российскому ЖКХ? Об этом мы спросили ведущего эксперта фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева.
— Мне кажется, идея предоплаты услуг ЖКХ возникла спонтанно. Как раз на селекторном совещании правительства обсуждалась ситуация с неплатежами Украины за газ, и глава «Газпрома» предложил ввести предоплату: не будет денег — не пустим газ по трубе. Но почему такую же меру надо распространять на российских потребителей, которые в основном платят добросовестно, да еще на все виды ЖКУ, непонятно. По данным Росстата, средний уровень оплаты коммунальных услуг в последние два года составлял 93-94%. То есть неплательщиков в стране 6-7%, и это не критический показатель.
— Откуда же тогда возник долг перед коммунальщиками в 250 млрд рублей? Эту сумму назвал глава только что созданного Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень. — Неплатежи увеличиваются по цепочке. Кроме граждан есть управляющие компании, которые не перечисляют средства. Речь не только о хищениях. Например, нужно срочно отремонтировать крышу, иначе жилинспекция оштрафует. Вот и снимают деньги с "коммуналки". А потом ходят в должниках у "Межрегионгаза", тот — у "Газпрома". То же самое и с водой, и с электричеством.
— Но крайними в этой цепочке вдруг оказались добросовестные граждане: чтобы монополисты не страдали, потребители должны отдавать коммунальщикам деньги за то, чего еще не получили?
— Получается, так. Но при переходе на авансовую оплату потребителю придется внести платежи сразу за два периода. По моим подсчетам, как минимум у 70% населения возникнут проблемы с оплатой. Двойные суммы в квитанции окажутся им не по карману, и последует обвал платежей. Введение авансовой системы не только не уменьшит количество должников, но на первых порах даже увеличит.
— Что грозит неплательщикам? Их отрежут от услуг? — А как? Если в отношении страны-должника можно закрыть задвижку на трубе, то в многоквартирном доме так не сделаешь. Отрезать от газа отдельную квартиру, не заходя в нее, технически невозможно.
А хозяева могут элементарно не впустить. И весь дом отключать никто не вправе. А вот с электричеством, водоотведением дело проще. Тут должник рискует лишиться удобств. Есть даже специальные установки. Через верх спускаются зонды в трубы, делается кляп, после чего вода поступает в квартиру, но никуда не выходит. Человек сам не захочет открывать кран, потому что при этом ванна, раковина, унитаз тут же заполняются водой. На Украине, где используются такие системы, во дворах ставят пункт экстренной оплаты. Как только вода в унитазе доходит до краев, хозяин бежит оплачивать.
— Так что даст авансовая система?
— Пока никто не проводил ни экономических, ни социальных экспертиз. Решили, а там видно будет… По идее, если я вношу предоплату, должен иметь право на скидку — я же кредитую! Вот если бы правительство предложило на выбор: по-прежнему платить по факту, как требует законодательство, или в случае предоплаты потребителю предоставляется скидка 5-10%, то я бы, может, поднатужился и заплатил за год вперед. Но это было бы мое решение, а не монополистов. А чтобы сократить число должников, надо не авансовую систему вводить, а хотя бы, как предлагают эксперты, упростить порядок расчета за коммунальные услуги. Чтобы и бабушке было понятно, за что она платит.
Сейчас 99,9% потребителей не могут пересчитать размер платы — настолько сложна формула. А когда люди платят неизвестно за что, возникают сомнения и нежелание платить. Самая мутная графа — общедомовые нужды (ОДН). В московских квитанциях ее вообще нет. Но вся страна давно оплачивает 100% ЖКУ. Было бы логичнее вывести из состава коммунальных услуг общедомовые нужды (электроэнергию на лифт, освещение подъездов, воду на уборку лестниц и прочее), включив их в состав платы за содержание и ремонт общего имущества. Сегодня в эти нужды что только не идет.
Три квартиры из ста подключились к свету мимо электросчетчика — за них платят соседи. На жилплощади, где прописаны двое, обитает десяток гастарбайтеров — вода, которую они пьют и льют, раскидывается на всех жителей… Теперь представим: общедомовые нужды сидят в плате за ремонт и содержание жилья. Управляющая организация будет заинтересована их уменьшить, чтобы больше средств осталось на ремонт, консьержку, вывоз мусора. Да и прибыли хочется. Тогда начнут ликвидировать протечки в подъезде, менять лампочки на энергосберегающие, ловить неучтенных потребителей-квартирантов. Когда оплата будет прозрачна, неплательщиков убавится.
— Много споров вокруг другого новшества — соцнормы на электричество, которую уже прозвали энергопайком…
— С 1 июля 2014-го соцнормы введут по всей стране. У нас будет электроэнергия дешевая и дорогая: что нагорело по норме, то по заниженной ставке, а что сверх того — по завышенной. В шести регионах идет эксперимент. Судить о результатах рано, везде разные нормы пробуются на зубок. В Орловской области она максимальная — 150 кВтч на человека, в Красноярском крае — 75, а во Владимирской и Нижегородской областях — всего 50. Тарифы тоже разные: на Орловщине свет по норме обходится в 3 рубля за кВт/ч, а перерасход — по 5,2 рубля.
— Но что такое 50 киловатт в месяц? Четыре «лампочки Ильича» (36 кВт) плюс электрочайник по утрам. Так люди в ХХI веке не живут!
— Я тоже считаю, что это неправильно. У нас был норматив потребления. Теперь это понятие пытаются заменить соцнормой, голодным пайком. В Нижнем Новгороде пенсионеры сказали, что вынуждены реже включать стиральную машину. Норма в 50 кВт/ч не покрывает даже минимальных потребностей. Весь цивилизованный мир увеличивает количество бытовых приборов, чтобы облегчить быт, а нас призывают ограничивать себя в самом необходимом.
— Или на порядок больше платить за те же услуги. — Да, по сути это скрытое повышение тарифов. НОВОСТИ@MAIL.RU
|