Чтобы избежать неверного толкования
Многие новокузнечане активно интересуются изменениями в законодательстве, которые существенно влияют на порядок взаимоотношений управляющих жилищным фондом организаций и собственников жилья, на качество услуг по обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме, на начисление платежей. Но нередко жители не в состоянии самостоятельно разобраться в нормативных актах, утверждаемых правительством, поэтому они слабо представляют себе, сколько и за что они должны платить обслуживающей их дом компании. О новшествах в законодательной базе в сфере жилищно-коммунального хозяйства мы беседуем с председателем комитета ЖКХ г. Новокузнецка Татьяной Леонтьевной Васюк. - За последние два года в Жилищный кодекс принят ряд серьезных поправок, но почему они не работают в полной мере? - Жилищный кодекс - это законодательный акт высшего уровня, он говорит, как должно быть, но не всегда раскрывает, что подразумевает та или иная статья, к чему она обязывает как собственника, так и управляющую организацию. Для того чтобы закон начал работать в полную силу, необходима разработка и утверждение на уровне министерств и регионов ряда подзаконных актов. К сожалению, этот этап несколько затянулся. Граждане знают, что они могут и должны контролировать работу управляющих организаций, стремятся это делать. Но единого понимания, а что же конкретно входит в обязанности УО, что именно должно быть "прозрачным”, у сторон не было.
Для того чтобы компенсировать пробелы в законодательной базе Общественным советом по ЖКХ г. Новокузнецка в конце прошлого года был разработан ряд документов, которые были ориентиром как для жилищных организаций, так и для собственников жилья.
- Общественный совет компетентен принимать такие документы?
- Члены Общественного совета по вопросам ЖКХ не просто общаются с жителями. Их задача - анализировать проблемы, возникающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства города, и варианты их разрешения, которые используют различные управляющие организации. Это позволяет разрабатывать рекомендации, способные сгладить конфликтные ситуации. Рабочие группы, создаваемые Общественным советом по решению тех или иных вопросов, не придумывают от себя ничего нового, а только, используя имеющуюся нормативную базу, обобщают положительный опыт. Одни из последних документов: минимальный перечень работ по содержанию мест общего пользования многоквартирного дома и примерные среднегородские расценки на эти работы.
- Разве минимальный перечень работ не на федеральном уровне утвержден?
- Общественный совет сделал это в ноябре прошлого года, Правительство РФ Постановлением № 290 от 03.04.2013 года утвердило данный перечень в апреле текущего года. Стоит отметить, что документ федерального уровня от нашего отличает только более глубокая детализация. С вступлением в силу постановления № 290 документ Общественного совета сохранил силу лишь в части расценок за услуги по "содержанию”.
- Это тот самый перечень, где сказано, что жители должны оплачивать работу по взысканию долгов с неплательщиков за ЖКУ?
- Установленный правительством Минимальный обязательный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, делится на три части. В третьем блоке, который касается содержания общедомового имущества, указана обязанность управляющей организации - выполнять определенные управленческие функции. К сожалению, в Новокузнецке почему-то появилось неправильное толкование этой нормы. Обязательные для выполнения управляющей организацией работы, прописанные в перечне, не стали чем-то новым. Все они были и ранее: это и обязанность управляющей компании по организации аварийно-диспетчерского обслуживания, и содержание в штате сотрудников производственных отделов, которые должны формировать планы работ, и деятельность юридической службы, которая обязана вести договорную и претензионную работу, в том числе с жителями, не оплачивающими жилищно-коммунальные услуги. Кто-то неправильно прочитал постановление, а городские СМИ подхватили мысль, что граждане будут оплачивать претензионную работу дополнительно. Но жители многоквартирного дома и прежде оплачивали работу юриста. Платить за претензионную работу - значит, оплачивать госпошлину в суде. А это возвратная сумма, которую управляющая организация взыщет с должника по решению суда. И претензионная работа, и работа юриста всегда были заложены в услуге "Управление” в структуре услуг по содержанию общедомового имущества. Поэтому ажиотаж вокруг этого пункта постановления не очень понятен.
- В мае было принято еще одно постановление правительства. Расскажите, пожалуйста, подробнее и про него.
- Правительство своим Постановлением № 416 утвердило порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Этот документ дает собственникам помещений в многоквартирном доме стандарты, по которым должна работать управляющая организация, предоставляя управленческие услуги, услуги по содержанию жилья. Теперь четко прописаны стандарты управления МКД, формирование и утверждение перечня работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме, порядок осуществления аварийно-диспетчерского обслуживания и так далее. В этом постановлении также есть ссылки на минимальный обязательный перечень работ, которые обязана выполнять управляющая организация. Мы об этом говорили выше. Содержатся в документе и другие важные положения.
- Какие именно?
- Новокузнецк не понаслышке знает, сколько проблем порой возникает при смене формы управления или управляющей организации. Поэтому в прошлом году Общественным советом по ЖКХ принят регламент по передаче документации при переходе дома от одной управляющей организации к другой. Теперь с вступлением в силу Постановления Правительства № 416 на ближайшем заседании совета документ будет отменен, потому что нормативный акт федерального значения определил порядок передачи технической документации на МКД и иных документов, связанных с управлением домом. В стандартах управления сказано, что если управляющая организация, которая по решению общего собрания собственников помещений в МКД прекращает обслуживание дома, не предоставит какие-либо документы по акту приема-передачи, сославшись на то, что их исторически не было, то она обязана эти документы восстановить и передать их управляющей компании или ТСЖ. При непосредственной форме управления это предстоит сделать представителю собственников жилья или совету дома. На это дается три месяца со дня получения уведомления о передаче технической документации. А в случае если документация не передана и акт не подписан или подписан только одной стороной, то приступающая к обслуживанию дома управляющая организация передает этот акт в органы Государственного жилищного надзора. Если в доме есть муниципальные квартиры - то и в органы, уполномоченные на проведение муниципального жилищного контроля, у нас в городе это комитет ЖКХ. Государственная жилищная инспекция может привлечь недобросовестную компанию к административной ответственности.
Правда, постановлением не учитываются ситуации, когда управляющая организация не согласна с решением собственников и вопрос рассматривается в суде. А такие ситуации неизбежно будут встречаться. Но постепенно жизнь должна расставить все точки над "i”.
- Как вы думаете, с выходом последних документов порядок в ЖКХ будет наведен?
- Документы, о которых я говорю, очень сложные. Жилищный кодекс и сам сложен и в реализации, и в осознании, а документы для его детализации, запаздывают. Об изменениях в законодательстве надо говорить, информировать граждан, разъяснять сложные моменты, чтобы избежать неверного толкования. Можно сказать, что мы сейчас стоим на начальной стадии реформирования, несмотря на то, что реформа идет давно. Время продвижения вперед методом проб и ошибок, хочется верить, закончилось. Надо учиться жить в условиях регламентированной деятельности.
Ольга Бодрова Источник "Кузнецкий рабочий" http://www.kuzrab.ru/
|